I'm gonna ПТИУ you (withoutbrains) wrote,
I'm gonna ПТИУ you
withoutbrains

Category:

О вреде школьных сочинений

Если вам повезло с учителем литературы, то пост может показаться вам странным и даже диким.

Сейчас приходится избавляться от привычек, выработанных школьными сочинениями. Сочинение — в общем, хорошее задание: оно учит связно излагать мысли, рассуждать и доказывать. Но есть особенности, которые немного портят идею.

Не нужно кратко
Правильное сочинение должно быть не меньше 4 страниц, а хорошее выпускное — это минимум 5–6, — учили нас в школе. Для объёма мы лили воду, добивали текст очевидными фактами и фразами, обильно цитировали произведения. В итоге одна небольшая мысль вытягивалась в приличного вида абзац.
Может быть, правило минимального объема и не было таким строгим, но никто из нас не рисковал проверить на себе.
Про то, что мой мелкий почерк был в 2–4 раза ёмче, чем у некоторых одноклассников, я даже не буду упоминать.

Не обязательно понятно
Всю школу мы учились понимать метафоры, замечать эпитеты, не путать аллегорию, аллюзию и аллитерацию. Ну вот неужели все это зря?
В сочинениях они были и по делу, и там, где без них проще, ёмче и лучше. Переобогащенный и переобразный язык обычно не считался стилистической ошибкой.

Не нужно просто
Чтобы блеснуть знанием русского, мы писали сложными, чаще сложноподчиненными предложениями. Особый шик — поместить придаточное в середину и порвать главное пополам. Если при всем этом не ошибешься в пунктуации, то заодно покажешь, что не зря учил родной язык всю школу и в полной мере усвоил сложные правила.

Не нужно чисто
Наличие собственного мнения подчеркивали обильными вводными конструкциями. Плохая структура и странноватое деление на абзацы поддерживались логическими связками-костылями. Когда не хватало вступления, на помощь приходили штампы.

Можно неинтересно
Даже если у сочинения скучный темп, запутанная структура и плохой язык, учитель дочитает его до конца — это его работа. Оценка будет плохой, но дочитать — дочитает.
В жизни за внимание читателя часто приходится бороться. Жаль, что в школе этому не учили.


А как на вас повлияли сочинения? Что повлияло на вашу письменную речь?

P. S. Первый черновик этого поста начинался сразу со штампа.

UPD: Комментарии, кому интересно, в фейсбуке: https://www.facebook.com/mike.ozornin/posts/10207422645758283
Tags: русский язык, сочинения
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments