Медведь

Рассказал на работе про представление информации


Я и визуализация Лаборатории данных

Рассказал на работе про представление информации
Устроил на работе полуторачасовой рассказ про представление информацию, визуализацию данных, всякие графики. Даже вот видео есть.
Иллюстрации (они же слайды): https://yadi.sk/d/nxuEjqSCkhxRk

Оглавление видео
Сам рассказ до 1:28:00
05:09 визуальные манипуляции
13:30 информативность
14:30 визуальный мусор
20:30 случайные искажения
28:05 неудачные примеры
36:20 как надо делать графики: оси, масштаб, цвета
45:20 информационные слои
51:45 микро- и макро-
56:25 рассказываю про форматы
  56:32 текст
  57:15 таблица
  1:01:50 пирожковые диаграммы
  1:03:40 искрографики
  1:06:03 фоновые диаграммы
  1:08:26 карты
  1:13:40 уклонограммы
  1:15:20 удавы
  1:20:50 графические расписания
  1:24:30 quality control chart
1:26:20 что ещё почитать

Потом 3 минуты рассказываю про домашнее задание для желающих

С 1:31:00 ответы на вопросы


Пишите, если что-то неясно. Сюда или на mike.ozornin@gmail.com
Медведь

Принципы

Заметил, что катастрофически тяжело работать с людьми, которые не разделяют моих принципов. Общаешься с ними как на чужом языке, часто возникает полное непонимание или даже конфликты. Вот мои:

Любовь к критике
К критике всегда стоит относиться как к помощи. Конечно, критику лучше формулировать конструктивно, без агрессии. Но не важно, в какой форме она сформулирована. «Так верстают только ******» — тоже критика. Даже из такой критики можно извлечь пользу: попросить рассказать, где плохо и как сделать лучше.
Критика — это неприятно и часто очень обидно. Но это лекарство, комплимент и помощь.

Перфекционизм
Перфекционизм — это делать настолько хорошо, насколько возможно. Не путать с идеализмом, который «делать бесконечно долго, пока не получится бесконечно хорошо».
Перфекционизм не позволит схалтурить, даже если осталось мало времени, заказчик и так примет, это никому не надо, надо закрыть ТЗ или даже заказчик платит мало, не надо что-то сильно выдумывать.
Делать хорошо — это всегда внутренний выбор человека, а не власть обстоятельств.

Работа над ошибками
Работать над своими проблемами самому — единственно возможный вариант. Не нужно ждать, когда на них укажут. Не всегда с ходу можно найти работающий метод, но если перебирать постоянно, то метод найдется. (см. Людвига про похудение http://grosslarnakh.livejournal.com/49660.html).
Ходить по одним и тем же граблям — унизительно для себя и для коллег.


Как смогу что-то внятно сформулировать, напишу ещё.

Какие у вас принципы в работе и жизни? Как вы работаете с людьми, у которых противоположные?
Медведь

Рецензия на «Лайфхак на каждый день» Игоря Манна и Фарида Каримова

Недавно МИФ проводил акцию по бизнес-литературе, я купил по 99₽ 4 книги, в том числе «Лайфхак на каждый день».

Прочитал и уверен, что больше она точно не стоит.

Книга — сборник из 366 лайфхаков, которые Игорь и Фарид считаются полезными. Я отметил себе 5. Остальные — или известны, или вообще даже с натяжкой не лайфхаки. Например:
— установите Пунто Свитчер (про него даже два лайфхака)
— выучите хоткеи,
— настройте автозапуск,
— кликайте по ссылкам колесиком мыши,
— называйте нормально файлы,
— поставьте АдБлок
и другие (здесь я шел почти подряд).

В общем я выбрал четыре самых стоящих:



Как выработать полезную привычку? Например, вы заядлый спорщик и хотите стать сдержаннее. Лайфхак: наденьте на руку канцелярскую резинку, какими часто скрепляют пачки денег. Не сдержались, вступили в спор — оттяните резинку и щелкните себя по запястью. Неприятно!
Что происходит? Вы на уровне низших инстинктов (боль) программируете себя не делать так. Это работает с медведями и тиграми в цирке, это работает и с людьми.
Щелкнули раз, щелкнули два, три… десять. Тело усваивает связь «я спорю — мне больно». И вы как минимум задумаетесь перед тем, как открыть рот.
Сама по себе резинка на запястье — это постоянное напоминание о вашей цели. Эффект узелка на память.
Кстати, наука не стоит на месте, и уже появились в продаже браслеты, ощутимо бьющие током при нарушении установленного режима или правила. Так что этот старый лайфхак жив и развивается



Когда беседа по телефону затягивается, вы можете отвлечься и потерять нить разговора. Придется переспрашивать или выкручиваться иначе. Как избежать этого?
Лайфхак: говорите с закрытыми глазами.
В том, что вы перестали слушать, виноваты глаза. Это они «подсовывают» мозгу новые темы для размышлений. Закройте их, и сосредоточиться на разговоре будет легче.
Игорь: Я использую для этого повязку, которую обычно берут с собой в самолет (или выдают там) для сна. Слышны все нюансы интонации собеседника!



Вам трудно вести диалог, все время хочется говорить самому?
Лайфхак: заведите себе «диалоговый гаджет» — купите шариковую ручку с кнопкой. Работает это так:
— выслушиваете фразу собеседника;
— начинаете говорить сами и нажимаете кнопку ручки до упора;
— уставший держать кнопку палец напоминает вам, что пора замолчать и послушать.


Этот ↓ просто милый.

Многие боятся публичных выступлений. У кого-то голос срывается, кто-то неправильно ставит ударения или просто монотонно бубнит. Все это легко исправить.
Лайфхак: читайте своему ребенку сказки на ночь.
Представьте, что вы радиоведущий или вообще артист. Читайте сказку в лицах: рычите за волка и хрюкайте за трех поросят. Подчеркивайте интонационно нужные места.
Так вы убьете сразу двух зайцев:
— освоите искусство декламации;
— приучите ребенка к чтению (минус здесь один — маленьким детям очень нравится такое исполнение, и другого они уже не приемлют. Вы обречены быть артистом, пока они не подрастут).



Больше ничего интересного для себя не нашел. Один плюс — книга небольшая.

Самое обидное-то, что у меня как-то сложилось, что я хорошо относился к издательству Манн-Иванов-Фербер. По умолчанию считал, что они издают интересные или полезные книги. Сейчас придётся читать отзывы, смотреть превьюшки и не полагаться на авторитет. Авторитет испортила буквально одна книга.
Медведь

9 месяцев в Школе стажёров Бюро



Прошел месяц, как я защитил диплом и закончил Школу стажёров. Это были непростые 9 месяцев.

Самое время подвести итоги. Эмоции улеглись, но важное еще не забылось.


Этапы

C 1-го сентября мы сидели на виртуальной парте студентов, грызли гранит теории, сдавали тесты и задания. 5 июня я защитил дипломный проект и получил диплом http://artgorbunov.ru/school/diploma/1sep2014/mihail-ozornin/. Все промежуточные оценки студентов — на странице школы (http://artgorbunov.ru/school/1sep2014/).

1 ступень
Школа встречает теорией: куча лекций, советов и книг. Её усвоение проверятся тестами и заданиями. Задания на этом этапе больше для самоконтроля.
Материал кажется простым, пока не дошёл до тестов. Чтобы ответить, приходится перечитывать всё снова на 3 раза. Некоторые дисциплины казались проще, с некоторыми было трудности. Тесты по верстке каждый раз мне казались чудовищными.

При этом теория сама по себе мало что дает. Прекрасно сдать теорию и параллельно провалить её применение — не вопрос. На одной из недель нам рассказывали про планирование «не впритык» — как обязательно что-то пойдет не так, поэтому важно брать запас времени. Запас позволит сделать в срок и не просесть в качестве. На той же неделе я неплохо сдал тест про «не впритык», а вот задание по редактуре закончил только в 23:58 (в 24:00 — дедлайн). При этом его можно было сделать лучше. Как раз плохо спланировал, недооценил объём. Было стыдно.

2 ступень
Изученную и проверенную теорию мы закрепляли на практике. В течение двухнедельных итераций мы делали задания на верстку, текст, интерфейс, писали понимание задачи и оферту. Итерации накладывались: одновременно доделывали старое задание и делали новое. Со временем мы узнали, что за неделю можно делать не одну версию, а больше, как договоришься с преподавателем. Продающую страницу я успел за неделю показать Максиму раза 4, и в итоге получил хорошие 4,75.

Вторая ступень учила показывать результат как можно раньше. Задание можно неправильно понять, ошибиться в направлении, забыть что-то важное. Раньше покажешь первую версию → раньше узнаешь об ошибках → успеешь переделать в срок.

3 ступень
Чтобы успешно выпуститься из Школы, нужно получить доступ к защите и защитить диплом. Диплом — готовый продукт: веб-сервис, промостраница, интерактивная инфографика, сайт. Красивая картинка не подойдёт, полусырой прототип — тоже. Сделать просто — можно, плохо — нельзя.

Проект можно сделать своими силами, можно привлечь знакомых разработчиков или найти их на стороне, как уж договоришься. Найдешь разработчиков — сделаешь больше, но ими придётся управлять. Если заболеют или им надоест — под угрозой сдачи будет весь проект. А ещё ты им не платишь, поэтому надавить нельзя, в случае чего придётся включать весь арсенал переговорщика.

Я рад, что мне помогали двое коллег, управлять ими почти не пришлось. Для разработчиков, занимающихся проектом по вечерам да ещё и бесплатно, они выдавали очень крутой результат.

Отмечу, что въедливый арт-директор — половина успеха. Он не принимает плохо и заставляет мозг изобретать. Сначала непривычно, но потом привыкаешь и заранее переделываешь пару раз до того, как покажешь артдиру. Для меня это ощущение было новым. С кем-то, кто существенно круче меня, я работал впервые.

Наш первый набор студентов работал иногда бета-тестерами. Мы отлаживали технологии обучения, находили ошибки в тестах и рассылающих письма скриптах. Иногда это мешало.


Особенности и принципы обучения

Важен только результат
Никого не интересовал наш учебный график, количество сна или болезнь. Важен только результат. На одной из недель я заболел, лежал с 39°, но макет доверстал.

Не знаешь как — напиши преподавателю. Говорит, что нет времени ответить — приди и спроси на «Живые советы» (два раза так делал).

Всё как в жизни
Никто специально не упрощал нам жизнь. Давали пройтись по всем подводным камням, которые могут быть в жизни. Иногда даже казалось, что камни кладут специально.

Однажды, на этапе диплома наш арт-директор уехал в Австралию и долго был вне интернета. Не смотрел наши варианты и не выдавал правки. Я потерял полторы недели. Кто виноват? — Я. Нельзя было рассчитывать, что он будет доступен 24/7, тем более, что это были праздники. Ничего не мешало узнать его график и согласовать время.

Нельзя плохо
В жизни иногда можно сделать недостаточно хорошо, в некоторых компаниях это даже приветствуют: «время поджимает, давай сделаем плохо, иначе не успеем».

В обычной школе на учителя давит время. Конец четверти, если не принять работу, то будет двойка и это как бы учитель плохой и не смог научить. Перед дедлайном можно было сдать с поблажками.

В школе стажёров не так. Даже накануне дедлайна диплома арт-директор не примет плохое. Временами казалось, что никого не смутит, если на защиту вообще никого не допустят. Это подстёгивало изобретательность. На последнем согласовании мы выкинули интересную, но плохо сделанную фичу и заменили её на менее крутое, но пуленепробиваемое решение (сейчас вот надо сделать то первое хорошо).


Что-то типа выводов

Кому идти и кому не идти
Школа хорошо подтягивает скиллы, нужные дизайнеру. Бюро учит подходу, который сейчас моден и называется «продуктовый дизайн» дизайнер думает о конечном продукте и не останавливается на картинках. Самое важное начинается в реализации. В больших компаниях обычно есть толпа менеджеров, которые снижают влияние дизайнера на итоговый продукт.

Скорей всего вам не стоит идти в Школу, если вы не очень понимаете зачем. Никто не будет стоять над душой и подгонять, вы будете делать все расслабленно и не получите много пользы. Те же, кто понимает зачем, будут за итерацию успевать обсудить с преподавателем много версий и сделают хорошие работы.

Если пойдёте, договоритесь с близкими
Времени школа ест много, и так не у меня одного. Вот всё, что вам нужно знать о графике учебы в школе: https://twitter.com/kojoru/status/563722466363977728. Это может быть непривычно для близких. Обсудите с ними возможные изменения в графике, подумайте как перекроить будни и выходные. Поддержка и вера близких очень помогает не заглохнуть по пути.

Стоит отметить, что Бюро не учит дизайну вообще, они дают свои работающие принципы. Например, некоторые студенты всё время норовили оставить ссылки неподчеркнутые и всё время огребали от преподавателя или артдиректора.



Модифицированная мной картинка из совета Ильи Синельникова http://artgorbunov.ru/bb/soviet/20150703/

После Школы ощущение, что ты на новом пике. Но это пик опасности. Нужно как можно скорей перейти и упасть в яму трезвости.



О дипломном проекте следующий пост, и без того много.

Почитайте ещё пост Аркадия (http://ninedots.ru/all/chemu-uchat-v-shkole-stazherov-byuro/).



Ещё есть время попасть в новый набор http://artgorbunov.ru/school/31aug2015/.
Медведь

Старт курсового проекта, ищу задачу и разработчиков

Я учусь на третьей ступени Школы бюро. За полтора месяца мы должны сделать проект от понимания задачи до готового продукта. Я ищу проблему, которую можно решить сервисом, приложением или сайтом.


Проблема или задача
Я пока не определился с темой. Если кто-то знает какую-то проблему, которую можно решить сервисом, сайтом, мобильным приложением — напишите или позвоните мне, лучше сегодня. Я бы прямо сегодня (понедельник) и обсудил. У кого нет номера телефона — @mikeozornin в телеграме и mike.ozornin@gmail.com.
Я с удовольствием возьму вашу задачу на курсовую, если она покажется интересной для меня и приносящей пользу людям.


Разработчики
Дело не ограничится макетами, итоговый продукт надо будет ещё и сделать: поэтому если кто-то из разработчиков будет готов помочь — я буду рад. Как определюсь с темой, станет понятней, какого рода продукт будет. Кто готов помочь — напишите, в чем: бекенд, мобильное приложение, верстка в браузере и всякие фронтенды.
Из плюсов — моя и арт-директорская внимательность и дотошность, минусы те же самые.

Дело серьёзное, не давайте мне надежду, если у вас не будет времени. Потом разрулить эту проблему будет тяжело.


Если вы знаете того, кому будет интересно — перешлите, пожалуйста.
Медведь

Нужен совет. Переезд с гмыла на свою почту

Друзья!

Нужен совет. Я собираюсь начать переезжать с гмыла на почту на своём домене, вопрос в том, как перенести письма без особой магии. Почта будет на ПДД Яндекса.
У них есть импорт для админа: https://help.yandex.ru/pdd/add-domain/mail-import.xml но его я не смог завести.
У них есть чтение почты из одного интерфейса (настраивается юзером), но как оно работает я не понял. Мне всего-то надо все письма перекинуть по папкам. С гмыла можно удалить.

Пока склоняюсь к варианту настроить в почтовом клиенте и перетащить письма между аккаунтами. Но способ смущает. Явно что-то где-то отвалится.

Кто-нибудь занимался? Как лучше?
Медведь

Объявления о закрытии метро

Тут в субботу закрывали 4 станции метро на нашей ветке, в связи с чем были объявления о закрытии. Я видел минимум три варианта, два сфоткал.

Вот вариант, который подготовили явно в Дептрансе, тут и симпатичный стиль, и с текстом получше, и даже про висячую пунктуацию в курсе:

1 dt-announce



Наравне с этим везде висят объявления, сделанные, судя по всему в депо:
2 metro-announce


Первое, что хочется сделать — пошутить и нарисовать классическое и потешить своё ЧСВ.3 lol

Однако, как заметила Оля, всё не так просто как кажется.

Объявление Дептранса лучше, красивей, человечней. Но при этом объявления депо более работоспособны.

Вот почему:
— Каждый раз, когда я вижу треш-объявление на листе бумаги, я его читаю. Обычно — это существенные изменения в работе станций. Я мучаюсь, продираясь сквозь косный текст и плохую вёрстку, но читаю
— Объявление на листе бумаги лучше видно. Оно настолько выделяется из оформления станции и вестибюлей, что видно и на станции, и в вестибюлях. Дептрансовское объявление же теряется на фоне тарифов и прочего, его хуже видно издалека. Оно не кричит «Ахтунг, Ахтунг, не проходи мимо, 4 станции метро на вашей ветке будут закрыты целый день».

Оба этих фактора, как мне кажется, приведут к тому, что дептрансовское объявление мало кто увидит.

Что же делать?

1. Вешать всегда ахтунг-объявление и нормальное рядом. На ахтунговом писать «Изменения в графике, читайте вот тут →». Постепенно отказываться от ахтунговых, приучая к нормальным. Да, это стёб.4 lol Copy


2. Переделать дизайн нормальных объявлений, чтобы они были более заметны. Сделать их сначала очень заметными, прямо до рези в глазах.
5 achtung-1


А потом люди привыкнут к внешнему виду и можно будет уменьшать заметность, оставив разделение: объявления о изменении графика / справочные материалы по тарифам.
6 achtung-2
Медведь

Новый московский ситибайк

Затестили новые велосипеды московского ситибайка. Велики делает, кстати, B'twin, который декатлоновская марка.



Если кратко — самые крутые ситибайковые велики, которые мы использовали. Мы катались в Стокгольме, Риге, Вильнюсе, Люксембурге (Вильнюс и Люксембург — «Вёлибы»), Праге и Москве (прошлый год).

Из хороших штук, которые сделали в этом году:
— Два ручных тормоза. Обычно ситибайки снабжаются одним передним тормозом и педальных задним, иногда вообще только задним. На новых московских — два.
— Очень легко настраивающееся сиденье: настроить может любая слабая девушка (нет очень жесткого эксцентрика). На подседельном штыре есть ри́ски, которые позволяют настроить сиденье за 5 секунд: Пришел, поставил „4“ и знаешь, что сиденье выставлено как надо.
— Брать велики можно прямо с самого велосипеда, а не со станции. В итоге чтобы взять велосипеды не нужно выстраиваться в очередь, пока кто-то регистрируется.
— На велосипеде показывается время проката: больше не нужно засекать время самому.
— Появилась регистрация на терминале, ну это более-менее очевидно и ожидаемо.
— Сами велики сделаны хорошо. Ничего не гремит и не шумит, скорей всего из-за большого веса они идут достаточно мягко и гремят не так сильно, как прошлые.
— Подставку для велосипеда переделали, сейчас она не в одну, а в обе стороны, как у Вёлибов.


Есть и минусы:
— Мне руль низковат, явно делался на менее высоких чуваков, хотя я вполне обычного роста.
— Передний фонарь светит очень высоко, не на дорогу, а горизонтально земле (ночью не катались, правда). Велосипедистов видно будет далеко, а дорогу не очень. Правда в центре Москвы, где есть станции все дороги прекрасно освещаются.
— Станций пока маловато, обещанных 150+ и близко нет. Надо больше, даже хотя бы восстановить все старые и поставить ещё внутри кольца.


Да-да, я знаю ваши комменты: у меня вот штырь с регулировкой высоты с выносом на руль, гидравлика на тормозах, двухподвес, контактные педали, вилка на 200 мм и прочее. Чуваки, городской велосипед — не про это всё. Те велосипеды, которые сейчас в московском ситибайке — они вот как раз про городской велосипед.

Много фотографий есть в посте у Варламова: http://zyalt.livejournal.com/1094020.html
Медведь

Помогите советом: на чем сейчас сайты делают?

Всем привет.

Расскажите, в чем сейчас делают простые сайты? Ставят джумлу или друпал, прикручивают генератор статических файлов, используют Тумблер, вордпресс.ком?

Я бы хотел, чтобы «движок»:
— умел делать за меня простую работу: урлы, общие места в файлах, заголовки страниц, мета-теги.
— был написан на нормальном языке. Питон — нормальный, руби — не очень.

Я готов писать тексты в маркдауне, так даже лучше, чем писать в хтмле. Ещё готов написать сам шаблоны превращения в хтмл, на уровне сделать структуру ДОМа и забайндить данные. Но программить все не хочется, получится долго и плохо.
Будет лучше, если сайт будет статический, динамики никакой вроде не надо.

Куда смотреть? Битрикс? Джеккил-Октопресс — они вообще для чего-то кроме блогов подходят? Написать все на Джанге — боюсь буду делать много велосипедов? Взять РубиОнРейсл? Использовать парсер?

Посоветуйте что-нибудь.
Медведь

Искренность в извинениях

Предположим, я получил письмо:
Уважаемые коллеги,

Завтра, 8 мая, с 7.30 до 9.00 будут проводиться плановые работы на сетевом оборудовании. В связи с этим возможны перерывы в работе сети.
Приносим извинения за возможные неудобства.

С уважением,
Отдел ИТ

Или, допустим, увидел объявление:
Уважаемые покупатели!

По техническим причинам обслуживание банковских карт временно не производится.
Приносим извинения за доставленные неудобства.

Администрация

С первого взгляда всё хорошо, о нас если не позаботились, то извинились.

Однако, по-моему, не всё так радужно. В таких извинениях, как мне кажется, есть несколько проблем:
— Они кажутся ненастоящими: они дежурные настолько, что уже не вызывают никаких чувств ни у автора объявления, ни у читателя. Такие извинения похожи на вопросы «Ça va?» или «How are you?», которые даже теоретически не подразумевают ответа, как же в реальности дела. — How are you? — Fine, thanks, and you?
— «Возможные неудобства» аналогичны «заранее спасибо» (ссылка в тему http://artgorbunov.ru/bb/soviet/20130512/). Начинает работать манипуляций: в «спасибо» — «Я сказал спасибо, ты мне сейчас обязан», тут — «И не вздумай бузеть, мы заранее предупредили и вообще извинились».
— Подпись «Администрация» еще раз подчеркивает, что людей, которые извиняются, нет. Есть только какая-то обезличенная «Администрация».

Если цель — поддержать формат письма и не нарушить этикет, то ок. Если цель — действительно извиниться, то можно написать.

В письме от админов извинения, по-моему, можно смело убрать без потери чего бы то ни было. Заодно заменил «Уважаемые коллеги» на «Коллеги» и убрал «с уважением».
Коллеги!

Завтра, 8 мая, с 7.30 до 9.00 будут проводиться плановые работы на сетевом оборудовании. В связи с этим возможны перерывы в работе сети.

Отдел ИТ.

Если хочется с большей заботой:
Коллеги!

Завтра, 8 мая, с 7.30 до 9.00 будут проводиться плановые работы на сетевом оборудовании. В связи с этим возможны перерывы в работе сети.

Сообщайте о проблемах, если такие будут. Запросы, связанные с сетью, завтра будут обрабатываться с повышенным приоритетом.
План предстоящих работ лежит в вики: ссылка-на-страницу-в-вики.

Отдел ИТ.

С объявлением в магазине немного сложнее. Там неудобства не какие-то «возможные», а вполне осязаемые. И лучше попытаться помочь решить возникшие проблемы. Проблема тут одна: Ну допустим, не работают, а что делать? Где банкомат теперь искать?

Вот вариант с небольшой помощью.
По техническим причинам временно не принимаются банковские карты.

Ближайшие банкоматы:
— Банк Пушкино — через дорогу
— Сбербанк — около 200 метров в сторону метро по нашей стороне улицы.
— В обоих вестибюлях метро есть Росбанк
— В ТЦ «Дарья» — банкоматы Альфа-банка и МДМ Банка.

Приношу свои извинения,
Алексей Орлов,
директор магазина

А вы как воспринимаете такие фразы? Что чувствуете при этом? Что думаете? Я парайнойю и слишком сгущаю краски, на самом деле это просто фраза этикета? Что скажут любители русской словесности?